БОНЧ

Телематические службы




На главную Факсимильные службы Службы телеконференций Информационные службы Службы голосовой связи


Служба обмена электронными сообщениями

1. Назначение, описание

ТМ службы операторов связи, предназначенные для предоставления услуг обмена электронными сообщениями между компьютерными терминалами пользователей с промежуточным накоплением, делятся на:

  • службы обработки сообщений;
  • службы электронной почты.

    2. Службы обработки сообщений

    2.1. Назначение

    2.1.1. ТМ служба обработки сообщений предназначена для оказания услуг обмена электронными сообщениями посредством системы обработки сообщений, построенной в соответствии с рекомендациями МСЭ-Т серии Х.400. Примерами таких служб являются служба межперсональных сообщений и служба передачи сообщений.

    2.1.2. Обработка сообщений объединяет две взаимосвязанные подзадачи – передачи и хранения сообщений, реализуемые соответственно системами передачи сообщений (СПС) и хранилищами сообщений (ХС).

    Система передачи сообщений – функциональный объект, содержащий один или несколько агентов передачи сообщений и обеспечивающий передачу сообщений с последующим накоплением между агентами пользователя, хранилищами сообщений и модулями доступа.

    Хранилище сообщений – функциональный объект, компонент системы обработки сообщений, предоставляющий каждому пользователю возможность хранения сообщений.

    2.1.3. Отправитель осуществляет подачу и прием электронных сообщений с помощью своего агента пользователя (АП), взаимодействуя непосредственно с СПС либо ХС оператора связи.

    2.1.4. СПС оператора связи доставляет сообщения от АП либо ХС одному или нескольким АП либо ХС получателя.

    2.1.5. СПС оператора связи, как правило, включает в себя несколько агентов передачи сообщений (АПС), которые передают их между собой с промежуточным накоплением.

    2.2. Услуги ТМ службы обработки сообщений, обеспечиваемые техническими средствами операторов связи

    2.2.1. Услуги ТМ службы обработки сообщений представляют собой сочетание услуг, обеспечиваемых СПС и/или услуг, обеспечиваемых ХС.

    2.2.2. Основные услуги СПС ТМ службы обработки сообщений, обеспечиваемые техническими средствами операторов связи, должны соответствовать рекомендациям МСЭ-Т серии Х.400, их описание приведено в табл. 1.

    Таблица 1

    Основные услуги СПС ТМ службы обработки сообщений,

    обеспечиваемые техническими средствами операторов связи

    Наименование услуги Описание
    Управление доступом Позволяет АП и АПС устанавливать доступ друг к другу и управлять информацией, связанной с установлением доступа.
    Позволяет АП и АПС идентифицировать и проверять подлинность друг друга, обеспечивает возможность АП определять адрес отправителя и получателя (О/П) и поддерживать защиту доступа.
    Указание типа содержимого Дает возможность АП отправителя указывать тип содержимого для каждого предоставленного сообщения. АП получателя может получить один или несколько доставленных ему типов содержимого.
    Указание о преобразовании Позволяет СПС информировать АП получателя о выполненном СПС преобразовании типа кодированной информации в доставленном сообщении. АП получателя информируется о полученных типах.
    Указание отметки времени доставки Позволяет СПС указать АП отправителя дату и время доставки сообщения.
    Указание отметки времени прочтения Позволяет СПС указать АП отправителя дату и время прочтения сообщения. В случае физической доставки этот элемент службы указывает дату и время, когда ответственность за распечатку и последующую доставку сообщения переходит на модуль доступа физической доставки (МДФД).
    Идентификация сообщения Позволяет СПС обеспечить для АП уникальный идентификатор каждого сообщения, предоставляемого или доставляемого СПС. АП и СПС используют этот идентификатор для ссылки на ранее предоставлен­ное сообщение.
    Уведомление о недоставке Позволяет СПС уведомить АП отправителя о недоставке сообщения АП получателя. Причина недоставки сообщения передается как часть уведомления.
    В случае многоадресного сообщения уведомление о недоставке может относиться к любому или ко всем АП полу­чателя, которым это сообщение не может быть доставлено.
    Если сообщение не доставляется после расширения списка распределения, то уведомление может быть передано либо владельцу списка, либо отправителю сообщения, либо тому и другому.
    Указание первоначальных типов кодированной информации Позволяет АП отправителя определять для СПС типы кодированной информации предоставляемого сообщения. При доставке сообщения АП получателя также указываются типы кодированной информации сообщения, определенные АП отправителя.
    Указание отметки времени предоставления Позволяет СПС указывать АП отправителя и каждому АП получателя дату и время предоставления сообщения СПС. При физической доставке позволяет также МДФД указывать дату и время предоставления физического сообщения
    Регистрация возможностей пользователя/АП Позволяет АП посредством регистрации указать своему АПС на возможность указания перечисленных ниже атрибутов доставляемых АП сообщений:
    1)тип(ы) содержимого сообщений;
    2) максимальная длина содержимого сообщения;
    3) тип(ы) кодированной информации сообщений.
    АПС не доставит АП сообщение, не соответствующее зарегистрированным возможностям или превышающее их.


    2.2.3. Дополнительные услуги СПС ТМ службы обработки сообщений предоставляются операторами связи по запросу пользователя для любого отдельного сообщения либо постоянно, в соответствии с рекомендациями МСЭ-Т серии Х.400.

    2.2.4. Основные услуги ХС ТМ службы обработки сообщений, обеспечиваемые техническими средствами оператора связи в соответствии с рекомендациями МСЭ-Т серии Х.400, приведены в табл. 2.

    Таблица 2

    Основные услуги ХС ТМ службы обработки сообщений операторов связи

    Наименование услуги Описание
    Аннулирование хранимых сообщений Позволяет АП получателя удалять сообщения из ХС. Сообщения не могут быть аннулированы, если они не были ранее включены в список сообщений.
    Извлечение хранимого сообщения Позволяет АП получателя извлекать из ХС сообщение или часть сообщения. АП может из­влекать сообщение (или часть сообщения), основываясь на тех же критериях поиска, которые могут использоваться для "листинга хранимого сообщения".
    Листинг хранимого сообщения Обеспечивает АП получателя информацией о некоторых из его сообщений, хранимых в ХС. Информация включает в себя выбранные атрибуты из конверта и содержимого сообщения, а также атрибуты, добав­ленные ХС. АП может ограничить количество сообщений, включаемых в список.
    Сводный перечень хранимых сообщений Обеспечивает АП получателя информацией о количестве сообщений, удовлетворяющих определенным критериям, на основе одного или нескольких атрибутов сообщения, хранимого в ХС.


    2.2.5. Дополнительные услуги ХС ТМ службы обработки сообщений, обеспечиваемые техническими средствами операторов связи в соответствии с рекомендациями МСЭ-Т серии Х.400, приведены в табл. 3.

    2.3. Адресация

    2.3.1. В соответствии с рекомендациями МСЭ-Т серии Х.400 понятие адреса относится не только к О/П, но и к списку рассылки (СР). Каждый О/П и СР должен иметь не менее одного адреса, отличающего его от других и определяющего точку его местоположения.

    Таблица 3

    Дополнительные услуги ХС ТМ службы обработки сообщений операторов связи

    Наименование услуги Описание
    Сигнализация состояния хранимого сообщения Позволяет пользователю ХС регистрировать соответствующие наборы критериев, которые могут вызвать генерацию сигнала для пользователя при поступлении в ХС сообщения, удовлетворяющего выбранным крите­риям.
    Автопродвижение хранимого сообщения Позволяет пользователю ХС регистрировать запросы в ХС на автоматическое продвижение доставленных ему выбранных сообщений. Пользователь ХС может выбрать посредством регистрации несколько наборов критериев, выбранных из доступных в ХС атрибутов.
    Сообщения, удовлетворяющие каждому набору критериев, будут автоматически продвигаться одному или нескольким пользователям или списку рассылки. Может быть задано также включение в каждое автоматически продвигаемое сообщение определенного текста на каждый выбранный критерий.


    2.3.2. Адреса О/П ТМ службы обработки сообщений операторов связи формируются в соответствии с рекомендациями МСЭ-Т серии F.401 и могут содержать следующие атрибуты (поля):

  • < С = > (Country) - код страны, состоит из двух латинских букв;
  • < ADMD = > (ADministrative Management Domain) - имя административной области управления;
  • < PRMD = > (PRivate Management Domain) - имя частной области управления;
  • < О = > (Organization) - название организации;
  • < OU = > (Organization Unit) - название подразделения в организации;
  • < S = > (S u r n a m e) - фамилия абонента;
  • (Given name) - имя абонента;
  • < I = > (Initials) - инициалы абонента.

    Допускается использовать различные формы адресов О/П сообщений: мнемоническую, цифровую, почтовую или терминальную, соответствующие Рекомендации МСЭ-Т F.402. Наличие возможности обработки мнемонической формы задания адреса является обязательным.

    Множество знаков, используемых в адресе, и длина полей должны быть в соответствии с Рекомендацией МСЭ-Т Х.411.

    2.4. Взаимодействие с другими службами

    Взаимодействие ТМ служб обработки сообщений с другими службами связи (например, другими ТМ службами, почтовыми службами) обеспечивают модули доступа (МД), в которых происходит преобразование форматов электронных сообщений и поддерживаются протоколы передачи, используемые в этих службах.

    При взаимодействии ТМ служб обработки сообщений со службами электронной почты, построенными на основе документов IETF RFC822, обязательными являются поддержка протокола SMTP и наличие преобразований в/из формата MIME. Преобразования форматов сообщений в МД должны выполняться в соответствии с документами IETF RFC1327.

    2.5. Характеристики качества обслуживания

    2.5.1. Основная характеристика качества обслуживания ТМ службы обработки сообщений операторов связи - время доставки электронного сообщения, которое зависит от уровня доставки, заданного отправителем, и не должно превышать значений, указанных в таблице 4. В случае неуспешной доставки в течение этого времени должно быть сформировано уведомление о недоставке с указанием причины.

    Таблица 4

    Показатели времени доставки электронных сообщений службы обработки сообщений

    Уровень доставки сообщения Время доставки
    электронного сообщения (не более)
    Срочное 4 часа
    Обычное 24 часа
    Несрочное 36 часов


    2.5.2. Преобразование электронных сообщений при взаимодействии ТМ службы обработки сообщений оператора связи с другими службами может приводить к потере качества и не гарантирует полный набор услуг из рекомендаций МСЭ-Т серии X.400.

    2.6. Требования, стандарты

    2.6.1. ТМ служба обработки сообщений оператора связи должна строиться и функционировать в соответствии с рекомендациями МСЭ-Т серии X.400 - X.420 и ИСО 10021-1. Допускается функционирование ТМ службы обработки сообщений оператора связи в соответствии с требованиями данных рекомендаций в любой из редакций, начиная с редакции 1984 г. Однако взаимодействие ТМ служб обработки сообщений различных операторов связи между собой обязано обеспечиваться только для служб, построенных в соответствии с рекомендациями МСЭ-Т редакций 1988г., 1992г. и более поздних версий.

    2.6.2. Различные АПС должны обеспечивать взаимодействие между собой по стандартным стыкам по меньшей мере с одной общедоступной транспортной сетью общего пользования, построенной на базе протоколов X.25 или IP.

    2.6.3. В качестве основного протокола передачи между различными АПС необходимо использование протокола P1 (Рекомендация МСЭ-Т X.411).

    2.6.4. Взаимодействие между АПС и АП должно обеспечиваться либо по стандартным стыкам сетей общего пользования, построенных на базе протоколов X.25 или IP, либо по локальной сети, либо по сети ТфОП, либо по сетям АТ/Телекс. При этом в АП должно использоваться стандартное оконечное оборудование, допускаемое для использования в поименованных выше сетях общего пользования.

    3. Службы электронной почты

    3.1. Назначение

    Служба электронной почты (ЭП) предназначена для предоставления услуг обмена электронными сообщениями с промежуточным накоплением между абонентскими терминалами.

    3.2. Услуги телематической службы ЭП, обеспечиваемые техническими средствами операторов связи

    3.2.1. Основная услуга службы ЭП, обеспечиваемая техническими средствами операторов связи, – передача электронных сообщений с заданным адресом отправителя, а также прием и хранение сообщений абонентов в электронных почтовых ящиках ТМ служб ЭП.

    3.2.2. Дополнительными услугами службы ЭП, обеспечиваемыми техническими средствами операторов связи, могут быть:

  • возможность отправки копии сообщения другому адресату;
  • указание времени и даты отправки сообщения.

    3.3. Адресация

    В системах ЭП понятие адреса может относиться либо к почтовому ящику, либо к списку рассылки.

    3.4. Взаимодействие с другими службами

    3.4.1. Взаимодействие службы ЭП оператора связи с другими системами связи и службами (например, факсимильными службами, почтовыми службами) обеспечивают шлюзы, в которых происходит преобразование форматов электронных сообщений и поддерживаются протоколы передачи, используемые в этих службах.

    3.4.2. При взаимодействии служб ЭП операторов связи с системами обработки сообщений преобразования должны выполняться в соответствии с документом IETF RFC1327.

    3.4.3. При взаимодействии с системами ЭП, использующими отличный от рекомендуемого документом IETF RFC822 формат сообщения, обязательным является обеспечение преобразований по крайней мере в формат MIME.

    3.4.4. Различные системы электронной почты должны обеспечивать взаимодействие между собой по крайней мере через одну из общедоступных сетей общего пользования, построенных на базе протоколов IP либо X.25.

    3.5. Характеристики качества обслуживания

    Основными качественными характеристиками услуг службы ЭП являются:

  • объем памяти ХС службы ЭП, предоставляемый абоненту для хранения сообщений в почтовом ящике, – не менее 1 Мб;
  • максимальный объем электронного сообщения, передаваемый и принимаемый СПС службы ЭП, – не менее 500 Кб.

    3.6. Требования и стандарты

    3.6.1. При построении систем ЭП рекомендуется использовать документы IETF RFC822.

    3.6.2. В качестве основного протокола передачи между различными системами электронной почты, построенными в соответствии с документами IETF RFC822, необходимо использование протокола SMTP. Допускается также по согласованию операторов ТМ служб использование других протоколов в качестве дополнительных.

    3.6.3. В качестве основного протокола передачи между удаленным почтовым ящиком пользователя и сервером ХС в направлении от пользователя к серверу должен использоваться протокол SMTP, в обратном направлении - протокол POP3. Допускается также использование операторами ТМ служб других протоколов в качестве дополнительных.

    3.6.4. В оригинальных системах ЭП допускается использование оригинальных протоколов обмена и форматов сообщений.

  • Hosted by uCoz